Вовремя появившийся
С серебристой кабиной МАЗ-534019 смотрится очень выигрышно. В тон ей выкрашены бампер, бортовая платформа, тент, передние крылья и даже диски колес. Но все же первую скрипку во внешности этого автомобиля играет не цвет, а обновленный дизайн: одного взгляда достаточно, чтобы определить принадлежность машины к семейству минских грузовиков последнего поколения, модернизированных в 2008–2009 годах: округленные обводы облицовки радиатора и бампера, увеличенные раструбы боковых дефлекторов, вытянутые по горизонтали передние фары. Все в том же стиле, что и у запущенных недавно в серию седельных тягачей МАЗ-5440А9 (4?2) и МАЗ-6430А9 (6?4), трехосного самосвала МАЗ-6501А9 и трехосного шасси МАЗ-6312А9. А какое место займет двухосный МАЗ-534019? Скорее всего, он потеснит последнюю из названных моделей, поскольку предназначен для работы в составе автопоезда аналогичной длины, составляющей без малого 19 м.
МАЗ-534019 (4?2)
В нынешних экономических условиях, требующих более гибкого применения подвижного состава, грузовик с колесной формулой 4?2 выглядит предпочтительнее аналогичного с формулой 6?4. Ведь если при работе в составе автопоезда вместимость и того, и другого абсолютно одинакова (полезный объем «сцепки» в обоих случаях составляет 110 м?), то без прицепа более короткий двухосник выигрывает в экономичности и маневренности. С его помощью можно рентабельно доставлять даже сравнительно небольшие партии груза, из-за которых гонять трехосную машину попросту невыгодно. Поэтому МАЗ-534019 появился как нельзя кстати — экономические трудности должны подстегнуть спрос именно на такие автомобили. Тем более что модернизированная кабина и современный немецкий дизель высокой мощности, соответствующий требованиям Евро-4 или Евро-5, делают эту модель конкурентоспособной европейским аналогам.
С прицелом на Европу
До недавнего времени все минские автомобили с усовершенствованным внешним обликом получали новейший ярославский 410-сильный дизель ЯМЗ-650.10, выпускаемый по лицензии Renault. Но чтобы МАЗ-534019 мог точно размазать по стенке любого из конкурентов, его оснастили ещё более мощной V-образной «шестеркой» Mercedes-Benz OM501LA, развивающей 435 л.с. Совсем недавно мотор со столь впечатляющими характеристиками был редкостью не то что у трехосных, но даже у четырехосных грузовиков! Впрочем, магистральным автомобилям конструкторы всегда старались добавить силенок: с одной стороны, при движении по шоссе их водителям приходится совершать многочисленные обгоны, для чего нужен большой запас динамики, с другой, дороги нередко изобилуют крутыми и продолжительными подъемами, на которых автопоезд не должен терять темп, иначе график доставки груза будет сорван со всеми вытекающими последствиями.
Но не только неожиданно мощный двигатель выдает в МАЗ-534019 магистральную модель. Просторная кабина с высоким потолком, двумя спальными местами и кондиционером, боковые и верхний обтекатели, 16-ступенчатая коробка передач ZF, пневматическая задняя подвеска, бортовая диагностическая система с функцией контроля осевой нагрузки, 550-литровый бак, круиз-контроль, система курсовой устойчивости, цифровой тахограф, устанавливаемая по заказу тентованная платформа со сдвижными крышей и боковинами — все это ставит МАЗ-534019 в один ряд с аналогичными грузовиками европейского происхождения.
Новый МАЗ-534019
В составе автопоезда
Если сравнивать МАЗ-534019 с хорошо знакомым МАЗ-5336, место которого он должен занять в модельном ряду завода, невольно обращаешь внимание, что при идентичных габаритах новинка обладает гораздо большей «кубатурой» тентованного кузова, составляющей 44 м? против 34,5 м? у предшественника. Прирост во вместимости — почти 25%! А ведь длина и ширина бортовой платформы у этих автомобилей почти одинакова. Секрет в том, что в тентованном варианте её высота у МАЗ-5340 на полметра больше! Для этого конструкторы буквально прижали кузов к колесам; над ними в боковых бортах даже пришлось сделать полукруглые выемки. В результате удалось добиться не только феноменальной вместимости грузовика, но и понизить погрузочную высоту с 1400 до 1070 мм!
В качестве прицепа для МАЗ-544019 разработали тоже не самую тривиальную модель, получившую заводской индекс 870102. Во-первых, она трехосная, во-вторых, оборудована пневмоподвеской, а в-третьих, стоит на колесах уменьшенного диаметра (шины 235/75R17,5). Все это позволило «посадить» платформу предельно низко: расстояние от днища до асфальта — всего 950 мм! Поэтому при длине 8900 мм высота кузова прицепа с установленным тентом составляет 3020 мм. А полезный объем достиг 66 м? — на треть больше, чем у тягача МАЗ-534019.
МАЗ-534019
Конечно, небольшой ход подвески нового минского грузовика и более чем скромные по диаметру колеса прицепа ограничивают область применения «сцепки» дорогами с качественным покрытием, а использование в двигателе «мочевины» (её бак расположен перед топливным баком) усложнит эксплуатацию при температуре ниже -11 оС. Впрочем, МАЗ-534019 как раз и разрабатывали для ровных дорог, то есть для рейсов в Европу, а двухместная кабина предполагает экипаж из двух человек, так что количество ночевок на морозе, во время которых «мочевина» может превратиться в лед, сокращается до минимума.
Константин Закурдаев
Технические характеристики МАЗ-534019 (4?2)
|